Антон Мосягин (mosyagin) wrote,
Антон Мосягин
mosyagin

"Финансовый монстр" - где деньги, блин?!

На днях посмотрел по приглашению SONY Pictures и сети кинотеатров "Киноплекс" новый фильм "Финансовый монстр" с Джорджем Клуни и Джулией Робертс в главных ролях, а вот режиссером выступила Джуди Фостер. От этих громких имен я ожидал качественный продукт – и получил его. Правда, должен сказать, что если качество есть, то удовольствия – много меньше. Но дело, как оказалось, вовсе не в нем.


Постер: Кинопоиск.ру

Коротко о сюжете: некий шоумэн Ли Гейтс (Джордж Клуни) ведет телешоу "Money monster", в котором в яркой и увлекательной форме танцев под хип-хоп дает советы домохозяйкам и неудачникам, куда вкладывать деньги. Он неиссякаемый фонтан коктейля из остроумия и финансовой мудрости, он быстр, ловок, обаятелен, он видит людей и рынок насквозь.


Фото: РБК-Стиль

Но однажды случается осечка – компания, которую он рекомендовал, потеряла за 1 день 800 миллионов доларов, ее акции упали, и ее вкладчики разорились. Один из таких бедняг пришел в студию с пистолетом и в прямом эфире взял танцора-финансиста в заложники – с требованием сказать, где его деньги. Сначала Гейтс корчил из себя звезду и пытался просто потянуть время, пока спецназ сможет схватить парня. Но по ходу дела ему пришлось включиться в расследование, чтобы сохранить свою репутацию – и тогда выяснилось, что деньги пропали не просто так, компания совершала махинации, а ее владелец оказался по факту мошенником. Что он и признал в прямом эфире, который устроили Гейтс и пресс-секретарь этой компании. В итоге правда восторжествовала, а парень-неудачник, устроивший всю эту заваруху... Не буду раскрывать маленькую тайну.



В "Кинопоиске" фильм определен как "триллер, драма, криминал". В рецензиях упоминают еще некий "экшн". На самом деле, особого триллера там и нет – все эти страшные слова просто обязаны появиться, раз в кадре есть заложник, пистолет и угроза убийства. Несколько странных ходов в действии вообще убивают всякий "триллер". Например, Гейтс сначала, естественно, пугается и пытается отмазаться, но затем принимает сторону парня. "Террорист-неудачник" Кайл заставляет Гейтса надеть жилет со взрывчаткой, угрожая взорвать его, если спецназ убьет Кайла, но через какое-то время он признается Гейтсу, что взрывчатки нет, это глина. Тогда Гейтс берет ситуацию в свои руки (!) – и пытается провести под камерами и дулом пистолета настоящее журналистское расследование, используя внимание миллионов зрителей к двум жертвам – себе как "заложнику" и "террористу" как обманутому акционеру.

Встает вопрос: а не обманули ли нас, зрителей? Где обещанные маркировкой "триллер" переживания, кровища, драма? Их просто нет. Тем не менее, Википедия говорит, что "р
езультат первого уик-энда составил 14,8 млн долларов — 3-е место проката после Первый мститель: Противостояние (72,6 млн $) и Книга джунглей (17,1 млн $)". Загадка? Не думаю. Достаточно посмотреть на предыдущие фильмы Джоди Фостер – и станет ясно, что перед нами попытка сделать в новых условиях интересное "социальное кино", которое заставляет не столько ахать и переживать, но и задуматься. Кино не про героев и уж тем более супергероев. Оно про простых людей – их тревоги, суету, жертвы и расплату. И тех, кто смотрит на "быдло" как на "пищевую основу", за счет которой можно жить припеваючи и танцуючи, – в фильме это финансист-мошенники и телезвезда. Но Гейтс, вроде как, "перевоспитывается" – правда, только под давлением "терориста": если он не найдет, куда пропали деньги, рухнет его авторитет как эксперта, гуру, "финансового монстра".

Собственно, его авторитет уже почти на нуле – я уже говорил про неудачную попытку помочь парню "всем миром". Как это было: Гейтс, стоя в прямом эфире перед пистолетом, пытается использовать свою популярность и обращается к миллионам зрителей – "давайте поднимем акции Ibis, купите каждый совсем понемножку, и деньги вернутся! Ведь мы вместе! Вы мне верите! И сейчас вы не просто покупаете акции, а делаете доброе дело для этого отчаявшегося простого парня - такого же, как вы!" И вот перед нами на экране проходят бары и пабы всего мира (не только Америка, но и какой-то условный Гонконг и даже Исландия), где сидят люди, уставившись в телевизоры над стойкой – такого шоу они еще не видели, зажигательные танцы превратились в "кровавую историю" с пистолетами и взрывчаткой. Пипл хавает только так!!! И Гейтс это знает. На мониторе в студии выведены котировки компании Ibis. Гейтс кричит - "Покупаем!" Проходит томительная минута... котировка дергается вверх на сотую долю! Вот выросла уже на десятую! Вот уже на процент! У Кайла глаза вылезают на лоб, Гейтс торжествующе смотрит на него и в камеру – а потом котировка летит вниз сразу на несколько пунктов. И парень устало говорит Гейтсу: "Да ты нафиг никому не нужен. И я тоже".

По-моему, это отличная иллюстрация "силы" флэшмобов и опоры на эмоции, что сегодня очень модно в соцсетях. И по всему фильму раскиданы такие "пряники" и отсылки к современным технологиям манипуляции общественным мнением и сознанием. В итоге я понял, что этот фильм совсем не про драму и деньги. Джуди Фостер сняла фильм об очередном "пузыре" – обманке, иллюзии, которая наполняет пространство СМИ и мозги людей. Само название фильма "Money monster" для меня напоминает "Cookie monster" – синее лохматое Печеньковое чудище из телешоу "Улица Сезам", которое без продыху трескало печеньки и оставило после себя в мировой культуре фразы "Me want cookie" ("Мну хотеть печеньки!") и "Om-nom-nom".




А киношный "бабловый монстр" просто жрёт деньги. Отличная шутка, по-моему – в Urban dictionary (постоянно обновляющемся словаре современных слов и понятий) у слова "monster" из множества значений (в том числе неприличных) есть и такое: "крутой в чем-либо, офигительный" ("9. Awesome, cool, "beast."). Так себя позиционирует Гейтс. А на деле выходит, что он просто яркая игрушка и фуфло. Потому что "финансы" – это куда больше, чем просто "деньги", а Гейтс вместо финансового анализа ресурсов зажигательно плясал перед зрителями и завлекал в волшебную Страну Дураков, где можно зарыть пару тысяч баксов в новую "успешную" компанию – и мгновенно стать миллионером, а дальше жить в свое удовольствие.

И всё же надо отдать ему должное – он смог выйти из своей роли шоумэна и встать на защиту обманутого парня. Пусть под угрозой потери своей репутации и своего шоу, но он сделал это, он докопался до истины, он сделал доброе дело. А помогали ему в этом "простые работяги штатива и пульта" – продюсер и режиссер шоу, которую играет Джулия Робертс (наконец-то и до нее добрались!), и оператор, который не струсил ("Это просто моя работа", сказал он в интервью тележурналисту после того, как всё конилось) и пошел с камерой на улицу сопровождать в прямом эфире "террориста" и "заложника" (которые к тому времени уже поменялись местами, т.к. Кайл сказал, что вместо взрывчатки глина, а Гейтс решил сохранить интригу и "драму" и сам стал руководить Кайлом).


Фото: Tristar Pictures

Что пишут "большие СМИ" о Джулии Робертс: "Бывшая «красотка» и главная кассовая звезда Америки сейчас выступает в актерских ансамблях, не перетягивая одеяло на себя, и виновата в этом не она, а наше время, в которое зрители больше не ходят на звезд" (РБК-Стиль). Всё так, возможно. Мне было жаль, что в фильме так мало Джулии – ее знаменитой улыбки, ее превосходной фигуры. Но для этого есть другие фильмы с ней. А в "Финансовом монстре", я уверен, само участие актеров должно показывать, что они разделяют идеи Джуди Фостер, они играют не столько для забавы и денег, сколько для того, что в социологии и маркетинге называется "public awareness" – привлечения внимания общества к какой-то проблеме или вещи.

И на мой взгляд, свою задачу они выполнили. Фильм собрал немало денег и сам проект окупился. Фильм заставил еще поговорить о финансовых махинациях и защите миноритариев. И, надеюсь, заставил зрителей задуматься – стоит ли верить всему, что вы видите на экране? На самом ли деле ваши экранные "герои" стоят вашего внимания, вашего времени и доверия? А если в такую ситуацию попадете вы сами – поможете ли вы "жертве" или останетесь просто зрителем? Важные и нужные вопросы, по-моему.

Поэтому я считаю, фильм стоящий, интересный и полезный. Но не надо ждать от него потрясения и "щекотки нервов". Он совсем про другое.

Tags: кино, мои мысли, рецензия
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments